Глава 2. Отрезвляющая
Сценарий – это не столько литературное произведение, сколько конструкция, план. Закончив свою работу, вы отдадите ее в чужие руки, и целая команда творческих людей, буквально выхватив у вас из рук эстафетную палочку, с максимально возможной скоростью помчится дальше. Вашему плану-сценарию предстоит преодолеть множество этапов производства прежде, чем будет достигнута окончательная цель – премьерный показ. Мне представляется важным прояснить этот момент с самого начала. Поскольку из него вытекают специфические свойства сценария.
Ваш сценарий должен очень увлечь тех, кому предстоит с ним работать. Увлечь настолько, чтобы им захотелось потратить несколько месяцев своей жизни и большую кучу денег на создание в реальности образа и подобия вашей фантазии. Из этого вытекает следующая задача: история должна захватывать и вместе с тем быть технологичной в исполнении. Потому как решающим фактором кинопроизводства является бюджет.
Применительно к сценарию сериала технологичность означает следующее: максимальную оптимизацию количества действующих лиц и объектов, то есть мест действия.
Принципиальное деление мест действия на категории такое: натура, интерьер и павильон.
НАТ. – натура. Действие эпизода происходит под открытым небом.
ИНТ. – интерьер. Действие происходит в помещении. И для этого используется реально существующее место: ресторан, квартира, больничная палата, офис и т.д.
ПАВ. – павильон. Действие происходит в выстроенной на студии декорации.
Будет ли под ваш сценарий строиться павильон – напрямую зависит от бюджета. Помните об этом, когда пишете, и ориентируйтесь на НАТ. и ИНТ. Правило баланса для этого случая такое - хорошо, когда примерно треть сцен происходит под открытым небом.
Оптимизация мест действия подразумевает их повторяемость. Маршруты следования ваших героев должны проходить через небольшое количество повторяемых объектов. Направление ваших поисков следующее: объекты должны помогать раскрытию характера действия и отношений персонажей, а также, одновременно, производить впечатление на зрителя. То есть, в идеале, нужно стараться задать месту действия такой же выразительный характер как персонажу.
Действующих лиц (я сейчас не о массовке) также без особой нужды плодить не стоит. И вот почему. Каждый персонаж, который появляется на страницах сценария, должен предстать в тексте и, впоследствии, на экране ярким и запоминающимся характером. А иначе, зачем он вам вообще понадобился? Вам придется потратить на его создание время и силы, а продюсеру - деньги на оплату труда актера. Будьте рачительны. Это повысит шансы вашего сценария быть принятым к производству.
Возможность окунуться в кинопроизводство как можно быстрее - вот главная причина, по которой стоит обратить свой взор на сериалы. Строго говоря, в ситуации рынка вашему предложению целесообразно ориентироваться прежде всего на спрос. Именно востребованность будущего продукта как ничто другое вдохновляет на конкретные шаги. Ситуацию на сериальном рынке сегодня точнее всего отражают слова «сценарный голод». Впрочем, мой небольшой опыт подсказывает, что иначе вряд ли может быть. Написать хороший сценарий - довольно хитрое дело.
В связи с этим мне хочется порекомендовать вам для изучения книгу Скипа Пресса «Как пишут и продают сценарии в США». Она вышла в «Издательстве ТРИУМФ» в 2003 году. В ней все, что касается правил, а также особенностей создания и обращения со сценариями в США. Поскольку наше кинопроизводство питает глубокое уважение к американской традиции, то знакомство с законами Голливуда будет очень полезным. Особое внимание я бы обратила на то, в какой жесткой конкуренции проходит становление тамошних сценаристов. Может, в этом как раз и заключается основная причина качественных различий их и нашего продукта.
Но если вы азартны, не чужды литературного труда, творческих амбиций и хотите заявить о себе как об Авторе, то сценарий сериала, на мой взгляд, одно из лучших применений ваших сил.
Чуть не забыла о самом главном условии - если вы любите кино. Ну, хотя бы так, как люблю его я.
К конструкции вашего шедевра мы еще вернемся, а сейчас мне хочется разобраться с еще одним важным моментом и в нескольких словах прояснить свою позицию по теме: ИСКУССТВО и РЕМЕСЛО. В профиль выглядит как дилемма: ДЕНЬГИ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО.
На самом деле лучше всего не тратить свое время на бесплодные суждения. Поверьте, нет ни одного продюсера, который бы заказал авторам плохой сериал. Во так прямо и сказал бы: «А снимите-ка мне г-но». Абсурдное предположение. Тем не менее, при слове сериал большинство из тех, кто еще не избавился от телевизоров в своих домах, нервно вздрогнут. И это тоже факт. Как такое может быть?
Подождите, не торопитесь с предположениями. Давайте вспомним такие названия как «Побег из тюрьмы», «24 часа», «Остаться в живых», и … пусть будет «Клава, давай!» - тоже очень симпатичен. «Ликвидация» - прекрасный пример с нашей стороны. И вы наверняка вспомните еще не один. Так это же совсем другое дело! - воскликнете вы. Согласна. Но это все сериалы. Значит, и для них применимо понятие качественной драматургии.
Насколько добросовестно вы будете делать свою работу – дело исключительно ваше. О конкретных приемах научения расскажу в следующей главе.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий