Глава первая. Вдохновляющая.
Неважно, каким образом влетела в вашу голову шальная мысль написать сценарий. С этой минуты ваш мозг неминуемо начнет терзаться вопросом: а не пойти ли у нее на поводу? Ответ может оказаться решающим для вашей дальнейшей судьбы. Вы рискуете превратиться в Автора. Попробуйте, и вы почувствуете и поймете разницу. Впрочем, вы также можете и отказаться. Это только ваше решение, оно касается только вас. Навскидку вы легко навспоминаете с десяток расхожих мудростей, способных отвратить вас от этой затеи. Чего стоит, например, такой широко известный пассаж: Если можешь не писать - не пиши.
Уважаемый человек сказал в явном раздражении. Кому сказал, не помним, по какому поводу - тоже. А в мозгу сидит.
Но ведь очевидно же, не вам сказал. К вам это не относится. Забудьте. Нет, можете не писать, конечно. Это ведь не физиологический процесс, обозначаемый созвучным словом. А если вам хочется? Если вы хотите попробовать и дерзнуть, зачем вам отказываться? Из-за страха перед неудачей? Из-за боязни критики? Кому-то от вашего творчества станет хуже? Кому-то может помешать ваша свобода? Подумайте и ответьте, кому вы готовы уступить свое право быть творцом? Оно ваше по праву рождения!
Итак, если ваш ответ окажется утвердительным, и вы не захотите, а то и не сможете бороться с внезапным искушением, то какие конкретные шаги вам следует предпринять?
Во-первых, приступайте немедленно. Что там у вас? Мелодрама, экшен, триллер, комедия, ни то ни се и жанра определить не можете? Прекрасно! Вперед! Тут важно затвердить главное правило: промедление может стоить жизни вашему детищу. Беритесь за дело сразу, пока ошарашенный вашей творческой наглостью червь вечного сомнения не очнулся, не зашевелил тренированным мускулом и не втянул в безразмерную всеядную пасть, где бесследно пропало не одно выдающееся начинание, вашу новорожденную мечту.
Разбираться с тем, что у вас получится, будете после, когда оно окажется перед вами на бумаге, а сейчас нужно зажмуриться и прыгнуть. А потом плыть, куда несет. Что я сама в настоящий момент и делаю, предварительно вдоволь набоявшись. Но поскольку я уже ученая, то знаю, что мне помогает в кризисных случаях. На этот раз я воспользовалась «письмом другу». Одно дело, когда сама себя уговариваешь, другое - когда авторитетный человек поддержит. Мне помогли, и я, в свою очередь, хочу помочь вам.
Есть замечательные специалисты, писавшие на тему драматургии вообще и кинодраматургии в частности. Труды их основательные и очень дельные. Я непременно буду ссылаться на них в процессе собственных рассуждений. Благодаря этим книгам я принялась за свою первую работу и у меня стало получаться. Но я с горечью вынуждена признать, что больше всего времени я потратила на то, чтобы победить свои сомнения, поверить, что мне стоит за это взяться.
Дело в том , что когда мы читаем корифеев, то встречаемся с итогом огромного личного опыта, накопленного за многие годы работы. Давным-давно приручившие свой талант и вознагражденные за труд заслуженным успехом, мастера берут тайм-аут и орлиным взором с высоты птичьего полета окидывают пройденный путь. На такой дистанции все видится несколько иначе. Вопросы, которые прожигали мозг насквозь, будучи нерешенными, теперь красуются аккуратной горкой освобожденных от скорлупы и отшелушенных ядрышек на блюдечке с каемочкой.
То, что важно и актуально для первых шагов новичка ненадолго задержится в профессиональной памяти. Вот вы, вы сами, став мастером, сохраните ли воспоминания о том, сколько времени уходило у вас на решение самых банальных, но таких насущных вопросов, и насколько мучительными и яркими оказывались для вас эти переживания?
Я хочу поделиться большей частью как раз теми проблемами и переживаниями, которые рождались и сопровождали меня в процессе создания моего первого сценария. Я постараюсь рассказать о собственных открытиях применительно к практике написания телевизионного сериала. Я хочу оставить описание захватывающего дух приключения, в которое я таки позволила себе отправиться. И, чтобы быть до конца честной, скажу прямо: мне просто не терпится сообщить, что теперь, после его окончания, я невероятно горжусь собой!
Продолжение следует.
четверг, 19 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
kira, есть хорошая книга - как раз по написанию сценариев. Называется Александр Митта
ОтветитьУдалить"Кино между адом и раем". Посмотреть можно здесь:
http://www.fictionbook.ru/author/mitta_aleksandr/kino_mejdu_adom_i_raem/read_online.html?page=1
Спасибо, Сергей. У меня эта книга появилась в 1999 году с дарственной надписью Александра Наумовича. Вдохновляет!
ОтветитьУдалитьА чего еще есть, о чем я могу не знать?
Других книг я, к сожалению, не знаю. На эту книгу вышел по хорошему отзыву в каком-то блоге.
ОтветитьУдалитьДумаю, если поискать людей, которые увлекаются этой темой (написание сценариев), можно выйти и на другие учебники.
Есть ещё Тарковского курс лекций. И библиотека выложена на таком сайте http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ там очень много интересного.
ОтветитьУдалитьА глава на самом деле вдохновляющая.
Надежда, я уже несколько дней хочу поблагодарить Вас за замечательные конспекты, выложенные в вашем блоге.
ОтветитьУдалитьТолько сделать это на вашей территории отчего- то не получилось.
Веллера не люблю, не мой автор. А второй - просто супер. Коротко, конкретно и все по делу. А главное - для нас очень в тему. И даже на вырост. Как будто про инфопродукт написано.
Спасибо. Так приятно дельную информацию как подарок получить.
Спасибо, Ирина, за комментарий! Изменила настройки в своём блоге. Может быть теперь будет возможно добавить комментарий?
ОтветитьУдалить